Северо-Крымский канал – главная водная магистраль, питающая живительной влагой Крымский полуостров. Он является самым значительным долгостроем современной эпохи, ведь от появления идеи строительства до окончания работ по сооружению данной артерии прошло более полутора веков. Но и после окончания сооружения Северо-Крымский канал преследовали серьезные испытания, чему виной невероятные зигзаги истории России.

Где находится Северо-Крымский канал

Если взглянуть на карту Советского Союза, а именно в его бытность производилось строительство данной водной магистрали, то можно увидеть, что вся инфраструктура находилась на территории Украинской ССР. Ответвление канала от реки Днепр находилось близ Таврийска и Новой Каховки. Дальше, проходя через несколько населенных пунктов Херсонской области, в районе Армянска он заходит на территорию полуострова. Уже там Северо-Крымский канал начинает ветвиться, расходясь сразу по семи районам Крыма. А завершает свой путь он уже на Керченском полуострове.

История появления. Всесоюзная стройка

Издревле центр Крыма считался безводной зоной. Специфику этого района приходилось учитывать практически всем народностям, когда-либо населявшим полуостров. С этой же проблемой столкнулась и Российская империя после присоединения Крымского полуострова к своим территориям. Однако динамично развивающееся государство не могло позволить себе, что называется, «закрыть глаза» на данный вопрос, тем более что Крым имел стратегическое значение в плане обороны южных рубежей.

Первым идею преодоления проблемы маловодья Крыма высказал основатель Никитского ботанического сада Х. Х. Стевен в 1833 году. Натолкнула его на эту мысль необычно сильная засуха, поразившая южные территории европейской части страны. В качестве водного донора им была предложена река Днепр. К сожалению, уровень технологий того времени не позволял претворить в жизнь идею Стевена, и проект отложили в «долгий ящик». Но высказанная им мысль не умерла. О ней помнили, и в 1846 году идею поддержал академик Кеплен. Дальнейшую проработку проекта затормозили внешнеполитические проблемы, и только в 1864 году была организована первая экспедиция в Крым, задачей которой был сбор материала для детализации плана возможной большой стройки.

11 лет профессор Козловский проводил экспедиции в Крым и по их итогам составил многотомное исследование. По мнению ученого, абсолютное большинство населения полуострова не имело в достаточном количестве пресной воды, из-за чего пользовалось водой с примесями. Но даже столь жесткое утверждение не смогло сдвинуть инерционное мышление российского чиновничества. Около 40 лет идея блуждала по коридорам власти, и только во втором десятилетии ХХ века было решено приступить к первым проектным работам.

Начало строительства намечалось на 1916 год, но разразившаяся Первая Мировая война смешала все планы. Потом была революция, гражданская война и послевоенная экономическая разруха. Эти события привели к дальнейшему откладыванию решения водной проблемы Крыма. Еще дальше отодвинула сроки строительства начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. И только после ее окончания руководство СССР вновь возвратилось к решению водной проблемы Крыма. К рассмотрению было представлено несколько проектов, в том числе и расчеты по строительству канала «Днепр-Крым». В работу был принят именно указанный проект.

С 1950 года Северо-Крымский канал начал путь практического воплощения. Однако даже в то время, когда идея получила стартовый импульс, требовалось еще многое сделать, прежде чем приступить к собственно строительству. Прежде всего, надо было создать водоем, из которого бы вода поступала в искусственное русло. Им стало Каховское водохранилище. Фактически сооружение Северо-Крымского канала стартовало в начале 1961 года, сразу же получив всесоюзный статус.

Работа на строительстве закипела. Со всей страны по комсомольским путевкам на Украину начали приезжать молодые строители. Точно также с различных регионов Советского Союза сюда начали поставлять технику и оборудование. Не остались в стороне и страны социалистического содружества. Чехословакия, Болгария и ГДР также оказали посильную помощь. Несмотря на трудности первого периода, канал начал появляться на свет.

А трудности были немалые. В первую очередь, оказалась слабой проработка проекта, когда на первых построенных участках канала за счет фильтрации в почву уходило до 40% воды. Вторым фактором, сильно осложнявшим строительство, было то, что канал проходил по местам сильных боев, и в земле оставалось немало неразорвавшихся боеприпасов.

Первая вода Днепра пришла в Крым в 1963 году. Спустя 12 лет, в мае 1975, днепровскую воду стали получать в Керчи. Затем начался следующий этап строительства – сооружение дополнительных каналов, которые довели бы воду до всех потребителей. К 1990 году эта задача была решена. Однако работы над совершенствованием структуры водной артерии продолжились.

По плану намечалось сооружение 6-ти очередей Северо-Крымского канала, но в дело вновь вмешалась политика. В 1991 году Советский Союз распался на несколько отдельных государств. Канал достался Украине, и теперь уже она продолжила работы самостоятельно. Спустя 6 лет стройка была заморожена.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал прокладывался с 1961 по 1997 год. Стройка фактически заняла 36 лет. Это позволило создать грандиозное сооружение-рекордсмен. Длина только основного русла канала достигает 402,6 км. Это делает его самым протяженным в Европе и третьим по протяженности в мире. Если же посчитать длину всей оросительной сети, то выяснится, что общая длина канала достигает рекордных 11 000 километров. В своем «истоке» Северо-Крымский канал имеет ширину целых 150 метров, а на конечном участке он сужается до 15-ти. Максимальная глубина русла достигает семь метров.

При строительстве было перемещено 1440 миллионов кубических метров грунта и заложено в конструкции 2942 тысяч кубометров бетона. Стандартная пропускная способность канала составляет 294 кубометра воды в секунду, а максимальная возможность – 380 кубов. Ежегодно это выливается в колоссальную цифру – 1,3 млрд. кубометров воды, отбираемой у Днепра. За полвека эксплуатации Северо-Крымского канала через него было прокачано количество воды, равное половине объема Азовского моря.

Современные проблемы канала

Конечно же, за годы эксплуатации Северо-Крымский канал ветшал, и ему требовалась модернизация. Но главные проблемы начались после 2014 года. Население полуострова не приняло государственный переворот на Украине, объявило об отделении от нее и присоединении к Российской Федерации. В ответ на это власти Украины перекрыли канал.

Властям полуострова в срочном порядке пришлось решать внезапно возникшую водную проблему. Некоторые подвижки в этом направлении были сделаны, однако воды все-таки не хватало. Примером могут служить цифры. Если в 2013 году орошалось 140 000 гектаров сельхозземель, то через два года эта цифра уменьшилась более чем в десять раз.

Работа по поиску собственных источников воды, модернизации инфраструктуры и сокращению потерь уже добытых водных ресурсов проводилась все время вплоть до 2022 года. В ходе специальной военной операции, начавшейся против Украины, большая часть Херсонской области была очищена от украинских вооруженных формирований. В связке с новым руководством Херсонской области Северо-Крымский канал был вновь запущен на полную мощность, и перекачка воды в нем достигла стандартных показателей.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Изначально функция Северо-Крымского канала заключалась только в поставке на полуостров водных ресурсов. Вскоре после появления в русле канала воды в нем появилась и рыба, а со временем рыбалка на его берегах стала обычным явлением. Чаще всего рыбу ловят на Краснознаменском, Красноперекопском, Каланчацком, Чаплинском, Красногвардейском и Джанкойском ответвительных каналах. Кроме того, излюбленными местами рыбаков являются всевозможные мосты, акведуки, шлюзы и аварийные сбросы. Правда, не всякий способ рыбной ловли допустим. Она разрешается только поплавочными удочками. Ловить сетями категорически запрещено. В канале можно поймать плотву, щуку, карася, окуня.

Северо-Крымский канал сегодня

Буквально в первые же дни специальной военной операции армия России освободила Херсонскую область, по которой проложен канал. Сразу же было дано указание возобновить подачу воды по каналу. Для этого проверили русло канала, после чего перекрывавшая канал дамба была демонтирована.

Примерно за месяц основное русло канала было полностью заполнено водой и началась полноценная эксплуатация рукотворной реки. К концу мая водой оказались заполнены все отводные и вспомогательные каналы.

Северо-Крымский канал

Значение и особенности канала

Как и надеялся Христиан Стевен, появление на полуострове канала с водой из Днепра благотворно повлияло на сельскохозяйственную структуру территории. К началу 1990-х годов количество орошаемых земель превысило 400 000 гектаров, что дало возможность выращивать на полуострове требующие обилия влаги растения. На крымских землях появились фрукты, виноград и даже рис. Валовое производство сельскохозяйственной продукции выросло в Крыму почти в пять раз, а сборы пшеницы увеличились до девяти раз. Возможности канала позволили обеспечить 85% потребности полуострова в пресной воде.

Как и у всякого искусственного сооружения, у канала есть свои особенности. В связи с тем, что он проектировался в значительной степени как водное подспорье для агропромышленного комплекса, его сделали сезонным. Каждую весну рукотворное русло заполняется, а осенью мелеет в результате откачки воды. Наполнение обычно начинается в начале весны, а завершается поздней осенью.

Глубина канала

Главное русло канала имеет протяженность в более чем 400 километров. Вода из канала по пути наполняет 23 накопительных водоема, а также проходит по разному рельефу. Из-за этого глубина канала варьируется.

Для выравнивания уровня воды в Северо-Крымском канале используются четыре насосных станции, поднимающие на низинных участках уровень воды, а также специально построенные акведуки. В среднем глубина основного русла канала составляет от семи до восьми метров.

Другие интересные факты о канале

Уже говорилось, что длина основного русла Северного Крымского канала превышает 400 км. Это расстояние от начальной до конечной точки артерии вода проходит за 33 дня.

Всего в пути вода поднимается на 105 метров.

Постоянный уклон русла канала составляет 20 см на 1 км расстояния.

Инфраструктура Северо-Крымского канала включает в себя более сотни масштабных гидротехнических объектов.

Вода канала заполняет 12 искусственных водоемов общим объемом в 200 млн. куб. м.

Северо-Крымский канал

Водная блокада Крыма или геноцид крымчан

Пожалуй, самым сложным периодом существования канала были 2014-2021 годы. В это время руководство Украины, не смирившееся с уходом Крыма из ее состава, постаралось максимально затруднить жизнь граждан полуострова. Первое, что сделали власти Украины – перекрыли подачу речной воды в канал. Руководство страны прекрасно отдавало себе отчет, что с помощью канала полуостров получает 85% воды, и, тем не менее, оно пошло на такой шаг. Это стало актом геноцида относительно жителей Крыма.

На полуострове срочно пришлось менять всю структуру сельхозпроизводства, переходя на более засухоустойчивые виды растений. Также начались изыскания местных ресурсов и более экономное их использование. Были исследованы все водные потоки полуострова, найдены ранее неизвестные источники артезианской воды. В итоге водный кризис, устроенный властями Украины, был преодолен. Сейчас благодаря СВО есть надежда, что подобное никогда не повторится.