Черное, Азовское моря соединены водным пространством, пролегающим между двумя берегами: Крыма и Таманского полуострова. Пролив с названием Керченский разделяет Европу и Азию, вдоль него пролагается граница частей света. Значение данного географического объекта весьма велико, как в плане стратегических целей, так и для финансовой деятельности, туризма.

История Керченского пролива

Водный путь из Азова в Черное море, позволяющего перейти в Средиземноморский бассейн и Атлантику, известен с античного периода. Древнегреческий историк и географ Геродот повествует об основании в VI в. до н. э. племенем ионийцев города Пантикапей на западном побережье пролива. Впоследствии там же, на месте сегодняшней Керчи, образовалась столица Боспорского царства. Также он неоднократно упоминает Киммерийский морской пролив в плане осуществления по нему переправ. Историческая летопись отображает следующие факты.

  1. II в. до н. э. отмечен конным ледовым сражением с варварами в зоне Меотидского озера, как ранее называлось Азовское море. Битву вела царская армия под командованием Неоптолема. Отмечалась крепость льда в районе места, называющегося теперь Керченским проливом. Варвары были еще раз разбиты в бою там же, только летом. Вход в Меотиду именовался Киммерийским Боспором. Описывалась его большая ширина, превращающаяся в узкий пролив. Проход разделял Азию и Европу.
  2. Византия пала в 1453 г., когда турецкие войска ворвались в Константинополь. После данного события пролив начали контролировать генуэзские купцы, также вытеснившие из Крыма венецианцев. Через несколько столетий их сменили османы.
  3. В ХVIII веке в узком месте пролива турки возвели сохранившуюся до нашего времени крепость Еникале. Сейчас строение находится в городской черте Керчи. С него обстреливались русские корабли, идущие мимо.
  4. Керчь и Крым перешли в состав Российской империи с 1771 г. в ходе одной из русско-турецких войн.
  5. История нового времени отмечается событиями 1787 — 1791. Керченский пролив был пространством боевых действий. Происходила очередная бойня. В июле 1790 г. осуществилось сражение между Российской и Османской империями. Благодаря победе эскадры под командованием Ушакова турки-османы не высадились в Крыму.
  6. В XX в. территория перешла к СССР.
  7. Весной 1944 г. началось сооружение железнодорожного моста. Через пролив прокладывалась пролеты на опорах, внизу предусматривалось судоходное пространство. Полная длина конструкции включала дамбу и прибрежные трассы. Возведение длилось менее года. Но за отсутствием ледорезов в первую же зиму повредилось 30 % опор. Остатки уничтоженного февральским ледоколом сооружения убрали, чтобы они не препятствовали проходу судов.
  8. Вместо разобранного моста в 1953 г. основали пятикилометровую Керченскую паромную переправу. Функция перемещения поездов в 80-е прекратилась из-за старения транспорта. Осталась возможность переправлять лишь машины и людей.
  9. Разрабатывались дорогостоящие проекты новых мостов. В 2003 г. Краснодарский край инициировал строительство дамбы от Таманского полуострова по направлению к острову Тузла.
  10. После 1991 г. разрешались длительные споры о разграничении пространства пролива между РФ и Украиной.
  11. В результате присоединения Крыма к РФ в 2014 году пролив стал превращаться в стройплощадку для сооружения моста. Работы были успешно закончены. Теперь над проливом действуют авто и железнодорожные магистрали.

Ландшафт местности тоже имеет свою историю. Керченский пролив отнюдь не всегда имел такой же вид. Миллионы лет здесь находились черноморские воды. Упоминается о сформировавшемся 65 млн. лет назад Еникальском проливе, предке нынешнего. Складчатость привела к подъему суши. Дно начало постепенно идти вверх 25 млн. лет назад. Это привело к сужению пролива, оставшегося лишь в области Тамани.

За 3 млн. лет до новой эры воды разделились на мелкие акватории. Одна из них позже стала называться Керченским проливом. Около 1 млн. лет до наступления нашего времени тектонические процессы закончились.

Керченский пролив

Легенды, сказания, факты

Многовековая история местности нашла отображение в мифах. Так греческая культура связывает рассматриваемую водную артерию с историей о Зевсе. Его жена Гера узнала о любовной связи с нимфой Ио, в результате чего той пришлось пуститься в бега. Бог Олимпа превратил ее для спасения в корову. Под страхом перед гневом супруги возлюбленного, напустившей на девушку кусающихся оводов, Ио вошла в воду и поплыла. В связи с этим сказанием описываемая протока была названа Боспором Киммерийским. В переводе это означает «Коровий брод». Для наименования есть и реальная основа. Зимой после оледенения кочевники перегоняли здесь коров с целью продажи.

Предание о судьбе речной нимфы Ио описывалось древнегреческим драматургом Еврипидом. Мифы дополняют факты. Например, по сведениям древних греков здесь обитало племя амазонок, выступавших в роли воительниц. Зимой лед на проливе был толстый, они пересекали по нему пространство между полуостровами. О кочевниках, перебиравшихся по торосам, свидетельствуют и подтвержденные раскопками современные исторические данные. По словам древнегреческого поэта Гомера, в области Керченского пролива находился Аид. Это царство льда, мрака и холода. Вход в него до прихода скифов располагался у киммерийского города. Действительно, в эпоху свыше 2 тысяч лет назад климат района не был теплым и солнечным из-за ледников. Так или иначе, Керченский пролив с древности воспевался в легендах и стихах.

Керчь-Еникальский канал

В конце XIX в. проводились работы по углублению пролива. Появилась необходимость улучшить условия для судоходства. По дну провели Керчь-Еникальский канал, превратившийся в важный транспортный путь. Теперь крупные промышленные центры на берегах Черного и Азовского морей могли соединяться между собой и не только. Название было дано по имени территории градоначальства, контролирующего работы. Водная артерия являлась частью Керченского пролива. В 1877 году ее глубина составляла 5,7 м, в 1908 — 7,3 при протяженности 26 км. Реконструкция неоднократно повторялась. Работы возобновились после ВОВ. Сейчас глубинные параметры поддерживаются на уровне до 9,2 м при ширине 120 м. Пропускная способность составляет до 150 судов в сутки. Движение находится под управлением администрации керченского морского порта.

Соединение двух морей

Большой интерес с точки зрения географии проявляется к местам прохождения границы тех или иных образований. Конечно же экватор или разделение континентов — всего лишь умозрительная линия. Но, рассматривая, что соединяет Керченский пролив, отмечают не только воды двух морей. Это также особенности, любопытные признаки. Условная граница между акваториями идет по косе Тузла, превратившейся в остров около столетия назад. Очертания изменяются до сих пор под воздействием размывающих песок течений. Сейчас на часть Тузлы опирается Крымский мост.

Воды в месте соединения акваторий Черного и Азовского морей
нельзя назвать спокойными из-за течений. Обычно они идут с севера. Иногда сила южного ветра направляет воду обратно к Азову. Хотя подобные периоды длятся не больше 3 дней. Отдыхающие в Керчи могут побывать одновременно на двух морях, наблюдать удивительное зрелище — соединение бассейнов. Из-за разной солености граница вод становится видна, но в данном случае она не очень четко выражена. Так Керченский пролив относится к числу удивительных мест, где сливаются морские пространства.

Граница между Европой и Азией

Разделение двух частей света в ходе истории смещалось на восток. Сейчас она проходит по Керченскому проливу, что установилось весьма давно, в 524 — 457 годах до н. э. Здесь же — судоходная артерия из Европы в Азию. Крымский мост представляет собой соединяющий их объект. В научном мире есть разногласия по поводу прохождения линии раздела, где она точно должна находиться. Но есть принятая официально международная версия. Географически пролив между Азовским и Черным морем позволяет отнести Крым к Европе, а Таманский полуостров к Азии. Там же остается остров Тузла.

Водообмен между морями

Малая соленость Азова, от 10 до 12 %, объясняется его снабжением пресной водой из рек. В Керченском проливе количество соли от 12 до 15 %, состав поступает туда. Затем принимается Черным морем, соленость которого составляет 18 %. Это гораздо больший показатель, чем в двух предыдущих пространствах. Течения во многом предопределяются ветрами. При смене воздушного потока на южный отличающиеся составом водные массы перемешиваются в обратном направлении. Тогда черноморская вода поступает в Азовское море. Поскольку пролив соединяет акватории, уровень поверхности в нем перенимает сезонные колебания. В Азове он повышается в теплое время года за счет рек, снижается зимой. Черном море отличается большей стабильностью.

Где находится Керченский пролив


Географически расположенное между Крымом и Таманским полуостровом водное пространство относится к полосе умеренно континентального климата. Характеристики таких условий — жаркое лето и теплая зима. Разделяя Европу и Азию, протока соединяет Азовское и Черное моря. С такой точки зрения Керченский пролив представляет собой довольно интересный географический объект. Границей выступает коса Чушка, вдоль которой идет Керчь-Еникальский канал. Заливы Таманский и Динской находятся вне рассматриваемой акватории. Крым — это западный берег, восточным является Таманский полуостров. Керчь, давшая проливу имя, представляет собой главную гавань, важнейший порт.

Особенности Керченского пролива

Природная достопримечательность с уникальной историей, получившая название по имени близлежащего города, не просто является соединяющей порты судоходной артерией. Пролив между Азовским и Черным морем — путь снабжения, непреодолимый рубеж при необходимости защищать территорию от нападения. По ходу его протяженности прорыли канал для обеспечения безопасного передвижения судов. Причем, от главного углубления отходят более мелкие фарватеры, ведущие к портам, населенным пунктам. Зимой Керченский пролив замерзает, что связано с его мелководьем. Весной уровень воды поднимается из-за паводков, дождей. Не слишком большая глубина рассматриваемого Керченского пролива считается его недостатком. Водный простор Азовского и Черного морей, им соединенный, переходит в Средиземноморье. Все перечисленные акватории относятся к Атлантическому бассейну. Такой путь мореходства был известен с древности. В античные времена на месте Керчи, главного города западного побережья пролива, стоял греческий Пантикапей. Сейчас через водное пространство построен транспортный переход в виде Крымского моста. Его конструкция идет через Тузлинскую косу и остров Тузла.

Керченский пролив

Керченский пролив, дорога в отпуск

Множество желающих искупаться сразу в двух морях планируют посетить эти всегда обитаемые места. Причем, однажды побывав здесь, хочется приехать снова. Привлекательным зрелищем является и линия слияния двух бассейнов. Использует ли город Керчь пролив для создания курортной зоны, можно определить по числу туристов. Данное направление весьма популярно для отдыха. Здесь есть, чем любоваться: на фоне необычной природы древность сочетается с современностью. Черное и Азовское моря окружают город с двух сторон. Посещение места, называемого субтропической жемчужиной, оставляет массу позитивных впечатлений. Мягкий климат делает курортный сезон весьма продолжительным, длящимся с начала мая до октября.

Азовский берег располагается на северной стороне Керченского полуострова. Скалистый ландшафт скрывает пляжи в «карманах», у больших мелководных бухт удобное песчаное дно. Крым и Таманский полуостров в совокупности составляют целый ряд прекрасных возможностей для отдыха и лечения. Сюда приезжают туристы из зарубежья, а не только жители России. Их общее число составляет солидную цифру, исчисляемую несколькими миллионами человек. Тамань тоже представляет собой привлекательную курортную зону. Места считают целебными из-за присутствия грязевых вулканов, солевых озер, источников минеральной воды.

Побережья пролива

Крупнейшим населенным пунктом, расположенном на берегах двух морей, является Керчь. В центральной части располагается порт, поэтому город не похож на курорт. Но пляжный отдых здесь тоже весьма развит. Что касается других мест, природа местности своеобразна, и это согласуется с географическим расположением. Оба полуострова, разделенные проливом, имеют холмистый ландшафт. Высота возвышенностей варьируется от 40 до 90 метров. На Керченском полуострове наблюдаются скалы, обрывы и утесы. Для таманского характерны равнины, низменности. В обоих случаях берега Азовского и Черного морей отличаются обрывистым рельефом с мысами, утесами, высокими берегами. Скудная растительность – следствие климата. Деревья здесь невысокие, низкорослые и кустарники. Произрастает камыш, другие травы. Извилистые берега пролива включают множество небольших бухт, полуостровов. Со стороны Крыма картину дополняют песчаные мелководья, косы. Чушка и Тузла – наиболее крупные из них.

Размеры пролива

При наибольшей глубине 18 метров в особенно суровые зимы наблюдается оледенение по всей поверхности. Водоем достигает такой отметки в Керчь-Еникальском канале. Его прорыли вниз искусственно для возможности прохождения крупных судов. Самая маленькая глубина фиксируется на отметках 7 или 8 метров в районе портов. Длина мелководного Керченского пролива примерно 45 км. В некоторых источниках встречаются и другие данные. Но точно можно сказать: параметр не превышает эту величину.

Керченский пролив определяется по ширине минимальным и максимальным значением. Первая характеристика немногим больше 4,2 км. Такое место имеется между берегами в районе мыса Еникале и выступа на юге косы Чушка. Наибольшая ширина измеряется 15 километрами. В связи с подобными размерными характеристиками природный объект признан одним из самых мелководных на планете. А также сравнительно узким по ширине. Керченский пролив и то, где он расположен, привлекает большой интерес со стороны ученых, путешественников и не только их.

Коса Тузла

Те, кто находится на территории полоски суши в Керченском проливе, имеют возможность созерцать сразу два моря. Ранее популярно было купаться в них. Акватория одного находилась в нескольких шагах от другого. Сейчас там реализован план по постройке Крымского моста невероятного масштаба. Ранее на косе Тузла часто останавливались туристы, отдыхающие «дикарем» в палатках. Некоторые жили здесь целыми неделями, занимаясь рыбалкой, купанием. Став на конец Тузлинской косы, можно было созерцать вдали Крым. Относительно географических очертаний ранее отмечалось полное примыкание песчаного объекта к Таманскому полуострову. Но в 1920-е остров Тузла отделился после размытия суши морем и в 1925 г. впервые появился на карте. Коса длиной 12 км отчасти отделяла Таманский залив от пролива. Условная граница между морями проходит именно по ней.

Варианты строительства Керченского моста

Известны следующие проекты возведения из числа наиболее реальных для выполнения.
1. «Северный», соединяющий мысы Фонарь, Малый Кут. Планировался мостовой переход 10 км.
2. «Жуковский» от поселка Жуковка до косы Чушка. Протяженность – 6 км.
3. «Еникальский», длиной 5,7 км, от мыса, где находится населенный пункт Еникальское, до косы Чушка.
3. «Тузлинский» от мыса Ак-Бурун до острова, 12 км.

Керченский пролив

Исходя из того, что соединяет Керченский пролив, многие архитекторы мечтали построить мост. Тем более, что такая ширина водного пространства значительной не считается. В 1870 г. переправу над водами решило возвести британское правительство. Стояла задача связать Англию и Индию железнодорожным путем, одним из звеньев которых будет эта дорога. Идея была слишком дорогостоящая и не реализовалась. Во времена правления Николая Второго суть одного из поданных ему проектов составляла строительство моста в акватории. В 1942 и 1943 годах над проливом фашисты соорудили мощную канатную дорогу для переправки грузов. Началось строительство 5-километрового моста. Красная Армия разрушила эти намерения. В 1944 г. усилиями СССР сооружение все-таки возвели, но не прошло и года, как его разрушил ледоход.

Крымский мост

Современная конструкция через Керченский пролив была открыта в 2018 году. Сначала разрешили автомобильное движение, а в 2020 г. пустили железнодорожный транспорт. Теперь мост, как новый переход, служит для переправки основной массы грузов. Хотя также есть и паромное сообщение. Конструкция имеет рекордную протяженность – 19 км, включает 596 опор. Сейсмическая защита способна выдерживать землетрясение выше 9 баллов. Пролеты протяженностью по 227 м установлены на высоте 35 м над поверхностью воды. Глубина моря под вновь построенным Крымским мостом достаточна для судоходства. При постройке сваи погружали на 12, 105 метров. Важнейшая магистраль состоит из двух параллельно проходящих частей: автомобильной и железной дорог. Ежедневно по мосту может проезжать большое количество транспорта: 38 000 автомобилей и 47 составов в каждую сторону.

Паромная переправа

По состоянию на 2023 год перевозки через пролив практически прекращены в связи с отсутствием достаточного спроса ни них. Перемещение грузов и людей производится по Крымскому мосту после его возведения. Керченская паромная переправа ранее была и сейчас остается одним из транспортных узлов, посредством которых можно прибыть в Крым из материковой части. Курсирующие паромы соединяли два порта по обе стороны пролива. На перемещение от одного из них, называемого «Кавказ» к другому, именуемому «Крым», затрачивается 20 минут.

В курортные сезоны переправа становится весьма востребованной, по данным на 2015 год в очереди приходилось ожидать целые сутки. Выстраивалась многокилометровая цепь из автомобилей. Сейчас автопассажирские паромы прекратили обслуживание, а предприятие, обеспечивающее их работу, больше не действует. Ранее на площадках выдавались посадочные талоны для оплативших проезд в электронной форме, а также билеты. Для удобства граждан работали кафе, туалеты, зал отдыха. Сейчас вся структура бездействует, но остается в резерве на случай возобновления морских перевозок.